В настоящее время защита прав потребителей в суде упрощена. Исковые заявления о защите прав потребителя можно предъявить в суд по месту жительства или пребывания истца, нахождения организации, а также по месту заключения или исполнения договора.
Перед обращением в суд потребитель обязан соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора о защите нарушенных прав. Потребителю нужно, прежде всего, направить письменную претензию с описанием своих требований.
В случае, если потребителю было отказано или он вообще не получил ответа в течение установленного законом времени, ему надлежит подать исковое заявление в суд общей юрисдикции. Гражданин, чьи права были нарушены, может обратиться также в любой государственный контролирующий орган, органы местного самоуправления или в прокуратуру. Период рассмотрения жалобы этими органами обычно значительно короче, чем срок судебного разбирательства.
Тем не менее, задача контролирующего органа – пресечь хозяйственную деятельность нарушителя целиком, а задача суда – разобрать индивидуальный конфликт, помочь конкретному истцу. Только суд может, например, принять решение о взыскании материального ущерба, понесенного потребителем, определить действия продавцов как незаконные по отношению к кругу потребителей и потребовать прекращения этих действий.
В судебном процессе есть несомненные плюсы: судьи независимы, они, в отличие от чиновников, не подчиняются подведомственным организациям и руководствуются только действующим законодательством. Кроме того, информированность среднего судьи обычно выше, чем среднего чиновника.